Вечер одноактных балетов Владимира Бурмейстера - три истории о любви и восхищении красотой
"Вариации" на музыку "Концертных хроматических вариаций" Жоржа Бизе (1838-1875) стали третьей работой Владимира Бурмейстера в Парижской опере. Их премьера состоялась в 1962 году. В 1964 они вошли в репертуар театра Станиславского. Бизе написал свои "Вариации" в 1868 году для фортепиано; в 1933 году австрийский композитор Феликс Вейнгартнер (1863-1942) сделал оркестровку пьесы; его версию и использовал Владимир Бурмейстер для своего балета по предложению руководства Парижской оперы. В спектакле не было никакого сюжета вне самого танца, лишь отношения одинокого героя с призрачной музой-мечтой. "Красота рисунка этого балета поражает своим красноречием", - писала газета "Юманите" в октябре 1962.
В театре Станиславского одной из исполнительниц главной партии стала стремительно загоревшаяся звезда - Маргарита Дроздова, которая спустя годы приехала в Самару, чтобы балеты Владимира Бурмейстера обрели новую жизнь в ее постановке "Вечера балетов Владимира Бурмейстера".
"Болеро" на музыку Мориса Равеля (1875-1937) Владимир Бурмейстер впервые поставил в таллиннском театре "Эстония" в 1960 году, а в 1964 перенес спектакль в театр Станиславского. В отличие от "Штраусианы" и "Вариаций", музыка "Болеро" с самого начала предназначалась для балета - Равель написал ее в 1928 году для европейской дивы русского происхождения, танцовщицы и актрисы Иды Рубинштейн (1883-1960). С тех пор балеты с таким названием ставили разные хореографы по всему миру, и в центре их композиции обычно была яркая фигура солистки (иногда солиста) под перекрестным огнем внимания партнеров по сцене и зрителей в зале.
Как страстный поклонник испанской музыки и испанских танцев, Владимир Бурмейстер тоже не смог пройти мимо гипнотизирующей пьесы Равеля.
"Штраусиана" на музыку Иоганна Штрауса (1825-1899) была поставлена в театре Станиславского в октябре 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны. Театр не эвакуировался, вместе с филиалом Большого театра он продолжал давать спектакли в городе, который каждый день атаковали с воздуха немцы. Премьеру назначили на дневное время, зная, что между авианалетами будет перерыв. Легкий, искрящийся, забавный балет заряжал жизнью и светом военных, уходящих на фронт.
Действие "Штраусианы" происходит в оживленном венском кафе эпохи расцвета оперетты, задолго до всех мировых войн. Герои озабочены проблемами мирного времени - в основном ухаживаниями; они наслаждаются жизнью под звуки вальсов, среди которых и самая узнаваемая из мелодий Штрауса - "На прекрасном голубом Дунае"; кажется, будто ни с кем здесь не может случиться ничего страшнее карманной кражи. Но даже среди смеха и веселья сердце может разбиться всерьез.
Балетмейстер-постановщик - народная артистка СССР Маргарита Дроздова
Дирижер-постановщик - главный дирижер САТОБ Евгений Хохлов
Художник-постановщик, художник по костюмам - Иван Складчиков